Как я решил установить Ubuntu 16.04 LTS

У меня есть ноутбук. Самый посредственный 13-дюймовый бюджетник HP, коих у каждого из нас побывало не по разу в жизни — процессор AMD A8, встроенная графика... В общем, слёзы. Брал я его исключительно для поездок в другие города, чтобы в дороге или отеле не скучать и не расставаться с сериалами, необходимыми программами и десктопным интернетом.

На покупку именно этого ноутбука меня, как сейчас помню, вдохновили сразу четыре вещи: это сенсорный экран, возможность разворачивать его на 360 градусов, получая, по сути, огромный и функциональный планшет на полноценной Windows 8.1, целых 8 (!!!) гигабайт оперативной памяти (шесть остаётся системе и два себе забирает встроенное графическое ядро) и... цена. Приятно удивило то, что за всё это чудо просили всего 19 тысяч рублей (покупал в самом начале лета 2015 года, когда курс доллара к рублю был на пике своего безумия). Все другие машины, стоившие примерно столько же, комплектовались селероновскими процессорами с двумя, а в лучшем случае четырьмя гигабайтами оперативки. Без тач-экрана и функций разворота экрана на 360 градусов. Конечно же, я взял!

Время шло, стоковая домашняя Windows 8.1 очень оперативно обновилась до только вышедшей тогда "десятки" (кстати, несколько освежив систему — Windows 10 Home и в самом деле работает быстрее Windows 7 и Windows 8/8.1) — моему счастью не было предела. Почти макбук: легкий, маленький, довольно шустрый. Ничего не предвещало беды.

Но время шло. Полтора года пролетели незаметно, система приелась, "десятки" заполонили рынок, полезли из всех щелей и... В общем, я наигрался. А ещё и былая прыткость операционки улетучилась чуть менее, чем полностью. То братишка приедет в гости, установив танки и пару других игрушек, то я захламлю систему специфическим софтом для разработчиков...

Надоело. Как-то вечером я просто восстановил систему стандартными средствами HP Recovery, да только восстановилась не обновлённая Windows 10, а стоковая, поставлявшаяся из коробки Windows 8.1. Не то чтоб я не знал про это... Я просто не подумал. Просто "обрадовался", увидев вместо рабочего стола эти убогие плитки во весь экран, будь они неладны. Сразу полез в панель управления обновляться до десятки, как вдруг остолбенел и стал белым: бесплатный период обновления давно закончился. Ещё летом.

И тут я полюбил себя за склонность к поспешным действиям. В которой раз в своей жизни.

Работать на Windows 8.1 было не вариант, как и покупать за семь тысяч домашнее издание для ноутбука, которого я использую несколько раз в год для просмотра сериалов и оперативного кодинга/написания статей. Я чётко осознал, что теперь мой любимый ноутбук — это машина для экспериментов.

И началось.

Я решил осуществить свою давнюю мечту — поработать на полностью свободной операционке Ubuntu на базе GNU/Linux. Что это, как это, что там вообще есть и чего нет — я не знал. Интересовался как-то жизнью линуксоводов, смотрел видео с обзорами различных сборок — понравилось. Теперь вот сам пишу свою первую статью на эту тему.

У меня, кстати, есть небольшое преимущество: я сам новичок и пишу понятным языком. Всё, что я видел, читал и слушал исходило от прожженных чуваков, годами тусующихся в этой теме. Очень часто они забывали, для кого записывают материал и то и время забрасывали несчастных зрителей непонятными терминами. Здесь я постараюсь высказываться на "чайниковском" языке, коим я пока и являюсь.

Самых популярных сборки на базе GNU/Linux для начинающих пользователей в сети всего две — это Ubuntu и Linux Mint. Возможно, вы что-то и слышали о них или видели скриншоты. Те, кто не желает сильно переворачивать после Windows свой цифровой мир с ног на голову, как правило, выбирают  Linux Mint — в нём всё максимально идентично популярной оконной ОС: есть привычное меню, панель задач, значки на рабочем столе и вот это всё. Я же, как чувак, который полностью решил пуститься во все тяжкие, выбрал Ubuntu — мне она показалась более современной и красивой. Кроме того, обе эти сборки отлично годятся для не слишком современных компьютеров или ноутбуков. Если у вас машина хотя бы с одним гигабайтом оперативной памяти — вы вполне можете вдохнуть в старую железяку вторую, очень достойную жизнь.

Как устанавливать систему — писать не буду, в сети миллионы статей и видео на эту тему. Сам учился по ним:) Всего-то и нужно:
  • Определиться с дистрибутивом ОС;
  • Погуглить официальный сайт этой сборки;
  • Скачать самый последний билд (версию) этой сборки;
  • Записать скачанный iso-образ на диск или флешку (опять-таки в сети куча утилит, которые умеют это делать);
  • Загрузиться с флешки и...
Вот тут есть пара нюансов. Перед установкой у вас есть возможность проверить систему на работоспособность, загрузившись с флешки или диска. Так как у меня ноутбук, я боялся, что отвалится либо вай-фай, либо блютуз или драйвер видеоярда. Но нет, система меня очень сильно удивила. Приятно удивила: всё работало ещё до установки, с прекрасными нативным разрешением экрана. Все кнопки, тач-экран, функциональные кнопки, даже логотип Windows под экраном — при его нажатии должно открываться меню Пуск, а тут открывается главная панель "Поиск на компьютере":) Такой своеобразный троллинг:)

С установкой никаких сложностей не возникло. Меня встретила идеальная система:

Рабочий стол Ubuntu 16.04 LTS
Так как визуально дизайн многих элементов напоминает MacOS (хотя, скорее, наоборот), но не до конца, я решил погуглить и скачать пэк, превращающий дизайн Ubuntu в дизайн, несколько напоминающий MacOS:




Игры в повторялки

С программами здесь, кстати, всё не так, как в Windows. Самый простой способ — устанавливать программы из встроенного магазина приложений, совсем как Google Play, Apple AppStore или Windows Store:



Программы устанавливаются в буквальном смысле за один клик

Есть, конечно, куча других способов установки программ (сторонние магазины приложений, установка через терминал и т.д.), но все они не имеют отношения к моему посту: я напишу отдельные:)

Вот ещё пару скриншотов:







Работа в системе

Система и правда стала намного быстрее. Не скажу, что получил макбук эир — всё же и процессор здесь бюджетный, и видеочип встроенный, но я точно знаю: ноутбук работает на пределе возможностей и позволяет мне выжать из него ровно столько, на сколько он способен. Совершенна иная, нежели в Windows, файловая структура разбиения дисков тоже играет роль: NTFS более медлительная файловая система, чем используемая здесь ext4. Плюс, отсутствие системного реестра позволяет и через год наслаждаться такой же быстрой операционкой, как и в первый день установки. 

Попытался отмонтировать видос в первом попавшемся в магазине видеоредакторе. И это чудо! Всё сделал примерно за минуту, ещё столько же монтировалось full-hd видео длинною в несколько секунд. В всё ещё думаете, что для Линукса нет хороших программ? Это миф. Вот:




Работа в видеоредакторе и проигрываемый результат
От Windows, конечно, мне не отказаться — я профессионально работаю с графическим векторным и растровым софтом, аналоги которого хоть в Linux и встречается, но очень-очень слабо конкурирует с платными аналогами. Я проверял.

Какие итоги из этого всего можно почерпнуть? Я снова взял в руки свой ноут, я снова с интересом стал за ним работать! Эти значки, эти шрифты, эта шустрость системы подкупает. Правда. За компьютером просто приятно проводить время. Ничего не отвлекает от работы. А самое главное, ты понимаешь, это всё это легально и бесплатно. Вот что круто!

Плюсы:
  • Отличная работа на старых машинах;
  • Современный очень красивый, а самое главное полностью настраиваемый интерфейс системы;
  • Большое количество программ;
  • Большое количество мануала в сети.
Минусы:
  • Большинство драйверов устройств всё же пишутся под Windows и Mac;
  • Отсутствие игр;
  • Отсутствие профессионального ПО;
  • Необходимость небольшой донастройки ОС после установки.
Вот такой пост я накатал сегодня. Буду продолжать разбираться с системой и писать статьи, теперь и про Линукс!:) Этому блогу определенно требуется ещё больше тем для статей, я знаю:)

Читайте по теме:

Популярные сообщения